Кармен на сцене театра Зазеркалье, или Благородная классика

«Кармен» на сцене театра «Зазеркалье», или Благородная классика

Опера Жоржа Бизе «Кармен» уже третий век не сходит с ведущих оперных сцен мира, и тем сложнее оперным режиссёрам после десятков существующих «вариаций» истории о свободолюбивой цыганке создать что-то «свежее» и по-настоящему интересное. Режиссёру Александру Петрову, недавно поставившему на сцене петербургского музыкального театра «Зазеркалье» бессмертное творение Бизе, не понадобилось «экстремальное» новаторство: выбрав классическое прочтение и по традиции поместив действие оперы в середину XIX века, он все же заставил по-новому зазвучать партитуру гениального француза. В этом убедились зрители театра, посмотревшие спектакль 9 июля.

(Автор видео А.Осокин)

 

Не пойдя по пути эпатажного «модернизма» и «режоперы», Петров по-своему проявил новаторство, решив обратиться к первоисточнику, повести Проспера Мериме «Кармен», и соединить «классику с классикой». Искусно «вплетая» в ткань спектакля отрывки из художественного текста, он ввел в действие еще двух героев – Писателя и Хозе-узника (их сыграли два драматических актера – Сергей Ермолаев и Леонид Нечаев). Таким образом, действие разделилось на две линии – музыкальную и драматическую, каждая из которых органично дополняла друг друга.

(Автор видео А.Осокин)

 

А стоило зазвучать первым громовым аккордам знаменитой увертюры – зрители сразу же окунулись в удивительный мир Испании XIX века. В декорациях не было ненужной помпезности, навевающей ассоциации с «нафталином»: сцену лишь «опоясывали» деревянные стены корриды – символа Испании – и оставались на ней на протяжении всего спектакля. Они оказывались по ходу действия то стенами одурманивающей дымом сигар табачной фабрики, то скрывающими множество тайн стенами таверны Лиласа Пастьи, то дышащими ночной прохладой холмами. Подобный минимализм успешно компенсировался эффектностью костюмов: блестяще-чёрных платьев сигарщиц, пышных, украшенных разноцветными лентами цыганских нарядов... Был и в ткани спектакля элемент сверхъестественного и фаталистического: в трагичные и напряженные моменты на сцене появлялись таинственные маски, символизирующие, вероятно, злой рок, нависший над героями.

(Автор видео А.Осокин)

 

Но, конечно же, ни один спектакль не мог бы получиться без главных партий. Эффектной Кармен была Дарья Росицкая – страстная, темпераментная, с плотным, контральтовым голосом, который, несмотря на иногда слишком «открытое» звучание в нижнем регистре, невероятно подходил к образу свободолюбивой цыганки. Полностью противоположный Кармен, нежный, невинный образ Микаэлы создала голосом и актерской игрой Мария Граничнова.
 

Одним из самых ярких и запоминающихся исполнителей в тот вечер стал солист театра "Геликон опера" Дмитрий Янковский, дебютировавший в партии отважного тореадора Эскамильо. С первых же секунд бравурных куплетов и на протяжении всего времени, пока Эскамильо находится на сцене, певец приковывал к себе все внимание: сценическая харизма, выразительная пластика и мимика в сочетании с голосом мужественного, «темного» тембра не оставляли сомнений в том, почему ради такого тореадора Кармен решила бросить всё.

 

Дон Хозе в интерпертации Дмитрия Каляки, несмотря на вокальные оплошности, оказался достаточно убедительным, особенно в актёрском плане: в сцене свидания с Кармен и в знаменитой арии с цветком ему прекрасно удалось передать метания и страдания своего героя, потерявшего рассудок из-за любви к Кармен.

 

Очень «свежó» и естественно звучал оркестр под управлением народного артиста России Павла Бубельникова: музыканты исполняли музыку с энергией, но при этом ровно, без звуковых ям. Крепким и профессиональным оказался хор театра «Зазеркалье».

 

После спектакля исполнителей ждали долгие овации. Александру Петрову вместе с солистами, хором и оркестром удалось создать очень стильный и органичный спектакль, который смотрится на одном дыхании. Постановка «Кармен» в театре «Зазеркалье» – настоящее «зеркало» того, что в современном мире, где, казалось бы, классикой уже никого не увидишь, верность традициям и авторскому замыслу не теряют своей актуальности.

 

Цагарейшвили С.А.

Please reload

Арт-директор проекта Мария Кожамкулова
Тел. (Москва) +7 (926) 091-72-12 
Тел. (СПб)       +7 (965) 015-95-84

Email: pr@neoclassic.pro

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon