ДМИТРИЙ ЯНКОВСКИЙ: ТЕБЕ СТРАШНО, НО ТЫ ИДЁШЬ НА ЭТО

ДМИТРИЙ ЯНКОВСКИЙ: «ТЕБЕ СТРАШНО, НО ТЫ ИДЁШЬ НА ЭТО»

 

9 июля Дмитрий Янковский, солист московского театра «Геликон-Опера» и создатель новаторского проекта «NeoClassic», исполнил на сцене санкт-петербургского «Зазеркалья» партию Эскамильо в опере Жоржа Бизе «Кармен».

Мы побеседовали с ним об образе отважного тореадора, о работе над новыми партиями, о новаторской режиссуре и многом другом.

 

 

 – Сегодня Вы дебютируете в роли Эскамильо в театре, на сцене которого началась Ваша оперная карьера. Что Вы чувствуете? Волнение, радость?

 

– Премьера начнется уже через несколько минут, и вчера вечером я поймал себя на мысли, что в этом есть какое-то «правильное волшебство» — я вернулся на сцену, с которой началась моя карьера, и дебютирую в партии, которой очень долго ждал, ведь у каждого баритона должны быть в репертуаре такие роли, как Эскамильо, Онегин и многие другие. Конечно же, я испытываю волнение. На спектакле будут присутствовать мои родители и родственники, которые приехали поддержать меня, коллеги, с которыми я работал еще в студенческие годы. Но особенно важно для меня то, что я участвую в постановке своего мастера, художественного руководителя театра «Зазеркалье» Александра Васильевича Петрова — я буду петь перед ним большую, серьёзную партию на сцене театра, в котором я выступал еще студентом.

 

 

– Что Вы можете сказать о постановке Александра Петрова и работе в ней?

 

– До этого я уже работал в опере «Кармен» в роли Моралеса на сцене «Геликон-Оперы», в постановке Дмитрия Бертмана. Там очень креативный и новаторский спектакль, в постановке Александра Петрова же всё гораздо более классически.

 

 

Хотя и здесь есть очень интересные новаторские моменты: в ткань спектакля будет вплетена музыка Щедрина из балета «Кармен-сюита», а также отрывки из первоисточника — повести Проспера Мериме «Кармен». Опера приобрела формат мюзикла: здесь есть и драматический текст «вне оперы», и танцевально-балетная часть под музыку Щедрина, всё это «переплетается» и вновь «выходит» на оперу. Мне было невероятно интересно работать в этой постановке.

 

– В чём, по Вашему мнению, сложность партии Эскамильо? Что в ней важнее — вокальная линия или драматизм?

 

– Знаете, буквально на днях закончился международный конкурс оперных певцов «Бельведер» в «Геликон-Опере», и одна из участниц сказала очень важную фразу о том, что сейчас на оперной сцене большим голосом и звуковыми нюансами никого не удивить. Артист должен быть «в комплексе»: скажем, если ты играешь Ольгу, сестру Татьяны, ты не можешь весить 120 килограмм, ты должна быть красива и молода. Сложность партии Эскамильо заключается в том, что это — роль, которая в то небольшое отведённое ей композитором сценическое время и пространство требует, чтобы ни у кого из зрителей не осталось сомнений в том, что перед ними – тот человек, ради которого Кармен решила бросить всё. Это — мужчина мечты любой девушки, весь город ему рукоплещет. Чтобы

показать это, нужно и актерское мастерство, и сценическая харизма, и, конечно же, вокальное мастерство.

 

(Автор видео А.Осокин)

 

 – Как Вы работали над партией?

 

– Я готовил эту партию с режиссёрами - Александром Васильевичем и Ольгой Фурман, а также моими вокальными педагогами - Михаилом Никаноровым и Тинатин Вахтанговной Барнабели — вместе мы искали вокальные краски, голосовую подачу, piano, forte и т.д. Мне также помогала моя жена Мария Янковская. Помимо этого, я смотрел много документальных материалов о том, как работают профессиональные тореадоры. В своей жизни я бы сравнил это с какими-то экстремальными ситуациями, когда ты находишься в состоянии «контролируемого страха»: тебе страшно, но ты идешь на это. Работая над ролью, я действительно попытался «поставить» себя на место тореадора.

 

– Кого из исполнителей партии Эскамильо прошлого или современности Вы можете назвать образцовыми? Ориентировались ли Вы на кого-либо из певцов?

 

 

– Конечно, я много слушал разных исполнителей — например, Хворостовского. За последнее время особенно порадовало и удивило меня исполнение Ильдара Абдразакова – это было очень ярко и достойно. Однако хотелось бы отметить, что слушать исполнения других певцов, готовя партию, — это нужно, но «делать» роль, ориентируясь на игру какого-то актера, — это неправильно, на мой взгляд.

 

 

– Интересно узнать Ваше мнение о главной героине. Кто она, по-Вашему, — «романтическая» дикарка или же вульгарная гулящая женщина? Какая трактовка этого образа Вам ближе?

 

– На этот вопрос сложно ответить однозначно. Мне кажется, трактовка образа Кармен может быть разной и зависит от постановки. Главное, чтобы образ был «настоящим». Скажем, Кармен в постановке Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере» — откровенная женщина легкого поведения: она принимает у себя всех — начиная от Моралеса и заканчивая Цунигой — у себя в разбитой машине без фар и без стёкол, просто завешанной тканью. За всё время спектакля Кармен меняется и хочет «выбраться» из клоаки, в которую погрузила себя, хочет стать лучше - любовь к Эскамильо ее меняет. Я считаю, что такая новаторская трактовка этого образа имеет право на существование. А скажем, в театре «Зазеркалье» более классический вариант: Кармен не «погружается» в низменность, как у Бертмана, она цыганка, которая любит свободу и пользуется уважением у окружающих. Возвращаясь к ответу на вопрос, я затрудняюсь сказать, какая Кармен мне ближе – всё зависит от постановки и от артиста.

 

(Автор видео А.Осокин)

 

– Теперь поговорим об опере «Кармен» в целом. Многие считают её величайшей оперой всех времён и народов, а другие — переоценённым продуктом рекламы. Как Вы сами относитесь к этой опере?

 

– В связи с тем, что у меня есть собственный проект «NeoClassic», который я продвигаю вне оперной сферы, я очень часто сталкиваюсь тем, как по-разному люди воспринимают произведения искусства, «вешают» ярлыки, создают шаблоны и так далее. От того, что я скажу, мнение людей вряд ли изменится, но я считаю, что если о чём-то говорят, то это — уже хит, а какую оценку этому дают, позитивную или негативную, – уже другой вопрос. Опера «Кармен» — это, несомненно, хит. Столько «хитовых» мелодий, собранных в одной опере, — большая редкость! Очень часто за трёхчасовую оперу только один или максимум два фрагмента оказываются хитами, здесь же — и тема Тореадора, и Хабанера, и Сегидилья, и цыганская песня, и ария Микаэлы... Эта опера действительно прошла проверку временем.

 

 

Цагарейшвили С.А.

 

Please reload

Арт-директор проекта Мария Кожамкулова
Тел. (Москва) +7 (926) 091-72-12 
Тел. (СПб)       +7 (965) 015-95-84

Email: pr@neoclassic.pro

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon