eRa: МЕДИТАТИВНЫЙ CLASSICAL CROSSOVER

eRa: МЕДИТАТИВНЫЙ CLASSICAL CROSSOVER

 

Классический кроссовер - это перекресток, где встречаются классика и современность. Как правило, именно академическое звучание вокала служит основным идентификатором, по которому определяется принадлежность той или иной композиции к classical crossover, хотя встречаются и исключения вроде соединения эстрадного вокала с особыми аранжировками классики. И здесь встает вопрос, который на протяжении многих лет занимает даже не поклонников кроссовера, а серьезных музыковедов: какую музыку можно считать классикой? Ту, в которой максимально точно соблюдены мелодические и гармонические принципы - или же выдержавшую испытание временем? Произведения, исполнявшиеся в дворцовых залах - или же духовные кантаты из огромных храмов? Можно ли считать классической, к примеру, музыку Карла Орфа, не так уж давно умершего, - или стоит выждать пару-тройку сотен лет, чтобы по праву именовать великого композитора классиком?..


По всей видимости, вопросу предстоит так и оставаться открытым, и на данный момент классическая музыка - свободное от терминологической строгости понятие, чем вполне успешно пользуются представители classical crossover, внутри которого, как известно, существует множество течений - от симфоник-металла до поп-оперы. Одним из путей развития жанра стало использование в музыке традиций григорианских хоралов. Пионером здесь была группа Gregorian - и множество исполнителей подхватили оригинальную идею.

Продавшая более 12 млн копий дисков по всему миру группа eRa обычно относит себя к музыкальному течению нью-эйдж, но с тем же успехом ее можно причислить и к classical crossover.

В 1997 году известный французский композитор Эрик Леви (Éric Jacques Levisalles, Levi), известный ранее как основатель хард-рок-группы Shakin' Street и автор саундтреков ко многим кинофильмам, решает создать группу, в основе музыкального материала которой лежали бы григорианские хоралы. В молодости Леви увлекался философией  христианской секты катаров (альбигойцев), распространённой в XIII веке на юге Франции, в Лангедоке и окрестностях Тулузы, поэтому традиции церковного хорового пения крайне интересовали композитора. Выбор инструментального сопровождения - а хоровые и сольные партии в песнях проекта Эрика Леви сопровождают как струнные оркестры, так и электрогитары, - основан на желании автора исследовать вселенную без каких-либо рамок; собственно, это выдает в Леви истинного мастера clasical crossover, хотя обычно он называет себя приверженцем нью-эйдж.
В текстах песен группы ее создатель предполагает использовать как английский язык, так и псевдо-латынь: поэт Ги Протеро по просьбе Эрика Леви сочиняет лишенные точного лингвистического смысла стихи, копируя звучание латинского языка.

Первый одноименный альбом новоявленной группы eRa был записан на знаменитой студии Abbey Road в Лондоне; в создании диска принимал участие английский церковный хор, а солировали вокалисты Ги Протеро, Эрик Гейсен, Флоранс Дидам, Мирей Лефебр и Гарриет Джей. Заглавный сингл альбом под названием Ameno сразу же занял верхние строчки хит-парадов, согласившись уступить их лишь спустя долгое время.
Интересно, что в 2012 году кавер-версию песни исполнил тенор Венсан Никло вместе с хором Красной Армии под управлением генерала Виктора Елисеева, вызвав аналогичный ажиотаж. Альбом очень быстро получает статус бриллиантового, будучи проданным в количестве 4 млн копий.

 

 

Актеры Пьер Буссеари и Ирен Бустаманте традиционно появляются почти в каждом клипе группы, которые, обычно, снимаются скорее как некий мини-фильм. Кстати, одна из песен релиза служила саундтреком к фильму "Гости" в 1993 году, когда Леви еще писал музыку для кино:

 

 

 

Несколько кинофильмов используют и непосредственно музыку eRa в качестве саундтрека - к примеру, она звучит в фильме с участием Сильвестра Сталлоне "Гонщик".

Второй альбом группы под названием eRa-2 (2000) получается более мрачным, но не менее оригинальным: продолжая традиции, заложенные в первом релизе, Эрик Леви добивается крайне интересного звучания струнных инструментов, добавляя также электронику. Диск получает статус платинового.

 

 

 

Третий альбом - вновь платиновый - выходит в 2003 году. В основу его одноименной заглавной композиции - The Mass - положены слова и музыка из кантаты Карла Орфа "Carmina Burana" (O, Fortuna) и материал песни Divano. Третий диск является наиболее интересным в плане аранжировок: Леви сильно меняет ритмику, в результате чего музыка стала энергичной, но сохранила свою мелодичную притягательность.

 

 

 

Сборник The Very Best of Era включает в себя инструментальную композицию I believe, исполненную впоследствии дуэтом Андреа Бочелли и Кэтрин Дженкинс.

 

 

 

 

В трек-лист четвертого альбома группы, Reborn, вышедшего в 2008 году, входит новый музыкальный материал: Леви обращается к традициям восточной музыки, рассказывая красивую египетско-персидскую сказку.

 

 

 

 

В 2009 году Эрик Леви наконец-то решает создать альбом в стиле classical crossover. eRa записывает диск Classics, в который входят аранжировки произведений Каччини, Вивальди, Верди, Баха, Малера и Генделя.

 

 

 

 

Звучание группы приобретает некую законченность; кажется, будто eRa наконец нашла свое место в мире новой классики.

 

 

 

 

В 2010 году альбом Classics II повторяет успех предыдущего релиза. На этот раз Эрик Леви использовал произведения Пахельбеля, Моцарта, Альбинони/Джазотто, Баха, Бетховена, Генделя и Чайковского.

 

 

 

 

Альбом Arielle Dombasle by Era вышел в 2013 году; Эрик Леви на сей раз старается создав этакий хорал XXI века, возвращаясь к излюбленной теме средневековых церковных течений. Солирует во всех композициях французская эстрадная певица, актриса и модель Ариэль Домбаль.

 

 

 

 

"Как правило, я стараюсь избегать копирования музыкальных стилей, принадлежавших различным эпохам и культурам; я всегда нахожусь в поисках сильных эмоций, вроде тех, что сопровождают эпическое кино. На самом деле, я пишу музыку для фильма, который еще не был снят!" - говорит о своем проекте Эрик Леви.


Философия музыкального звучания группы eRa на данный момент интересует многих мастеров classical crossover, к примеру тот же Венсан Никло в своем новом альбоме использует абсолютно аналогичные принципы: певец сам написал псевдо-латинский текст песни Divino, сочинив также и музыку, вполне соотносящуюся со звучанием

 

 

 

 

Оригинальность проекта eRa, идеально вписывающегося в концепцию classical crossover, но не причисляющего себя к этому жанру, лишний раз доказывает, что классический кроссовер с его многоплановостью и широтой течений является самым перспективным музыкальным стилем современности.

 

 

 

 

 

 

Please reload

Арт-директор проекта Мария Кожамкулова
Тел. (Москва) +7 (926) 091-72-12 
Тел. (СПб)       +7 (965) 015-95-84

Email: pr@neoclassic.pro

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon