ЭММА ШАППЛИН: АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ CLASSICAL CROSSOVER

 

Классический кроссовер многогранен. Музыкальное направление, призванное совместить несовместимое, найти точки пересечения между жанрами и композициями, между вечностью и мимолетностью, не может существовать в каких-то строгих рамках. Classical crossover открыт для любых экспериментов, которые зачастую оказываются совершенно гениальными находками. Doom-металлисты объединяются с оперными певцами - и появляется Therion; скрипач-виртуоз, гений академической музыки, заставляет скрипку Страдивари играть вместе с бас-гитарами - и сотни тысяч человек приходят на концерты Дэвида Гарретта; контратенор Национальной Румынской оперы едет на Евровидение с дабстеп-композицией - и зрители парализованы уже самим именем Флорина Чезаря Оуату... Classical crossover, живой, активно развивающийся, - это путевка в будущее для всех жанров современной музыки.
Но, однако, если вы думали, что знаете о классическом кроссовере все, - то, наверное, вы еще незнакомы с творчеством французской дивы Эммы Шапплин...

"Свобода для меня - самое главное. Свобода петь, создавать альбомы, ставить шоу - так, как я хочу и вижу. Путь артиста зависит только от того, чего хочет сам артист" - говорит Эмма Шапплин, один из самых смелых авторов и исполнителей мирового classical crossover

Настоящее имя Эммы - Crystêle Madeleine Joliton (Кристель Мадлен Жолитон); ее псевдоним - Emma Shapplin - транскрибируется на русский как Эмма Шапплéн, однако устоявшаяся традиция прочтения позволяет называть певицу Шапплин. Она родилась 19 мая 1974 года в Савиньи-ле-Тампль (Иль-де-Франс, Франция) в семье офицера полиции и секретарши; родители Эммы, хотя и очень любили музыку, вовсе не считали карьеру певицы подходящей для дочери. По их представлениям, наибольших высот она могла достичь в сфере менеджмента и офисной работы, поэтому музыкальному образованию Эммы уделялось весьма небольшое внимание. Однако, услышав в одиннадцатилетнем возрасте какую-то из оперных певиц, имя которой, к сожалению, забыла и сама Эмма, девочка была поражена красотой звука - и начала пробовать воспроизвести вокальные модуляции арий. Ее первое выступление состоялось в стенах родной школы, перед одноклассниками, и, оказавшись на сцене, Эмма словно обрела новый дом.

Когда Эмме исполнилось 14, родители стали серьезно готовить ее к получению следующих ступеней образования и, чтобы дочь не отвлекалась от учебы, запретили ей даже посещение школьного хора, поэтому одаренной девочке приходилось репетировать тайно. Вскоре местная хард-рок-группа North Wind предложила ей место лидер-вокалистки, и последующие три года в составе группы заставили Эмму забыть об академическом вокале: она старалась придать своему голосу более подходящее для выбранного стиля музыки звучание. Девушка принимает решение покинуть родительский дом и переезжает в Париж, где работает сначала секретарем, затем фотомоделью и оператором коммутатора, продолжая участвовать в различных музыкальных проектах.

Судьбу Эммы как исполнительницы classical crossover определила встреча с известным композитором и певцом Жаном-Патриком Капдевиллем. Маэстро убедил девушку вернуться к классическим урокам, чтобы улучшить технику пения; благодаря его влиянию Эмма, которая уже привыкла считать территорией свободы творчества рок-музыку, вернулась к осознанию того, что именно классика позволяет любому артисту расти и развиваться. Капдевилль предложил Эмме свою помощь в поиске решений, который стали бы компромиссом для ее двойственной натуры рокерши-бунтарки и любительницы академического вокала. Благодаря совместным усилиям певицы и композитора в 1997 году выходит первый альбом Эммы под названием Carmine Meo.

 

 

 

Эмма и Жан-Патрик решают соединить классическую музыку со стилями транс и поп; тексты песен написаны на латыни в староитальянском варианте флорентийского диалекта. По словам Шапплин, такой итальянский оптимально «приспособлен для поэзии, мечты и драмы». За 10 месяцев альбом забрался на верхушку чартов по всему миру и был распродан двухмиллионным тиражом в 40 странах, а в самой Франции альбом получил статус дважды платинового.

 

 

 

Стоит признать, что, несмотря на долгое обучение академическому вокалу, голос Эммы все-таки заметно отличается от голосов профессиональных оперных сопрано. Певица, конечно, активно пользуется доступным ей академическим арсеналом, однако же регулярно забывает о правильной опоре на диафрагму и выдает за колоратуру чисто эстрадные приемы.

Свой второй альбом, Etterna, который увидел свет в 2002 году, Эмма решает записать на итальянском языке эпохи барокко XVII века. По её словам, это было сделано потому, что на этом языке поётся естественно, и потому, что он ближе к современному итальянскому, которым она пользовалась во время уроков классического пения. В частности, Шапплин использовала написание «Etterna» (а не современное "Eterna") для названия альбома и заглавной композиции, заимствовав слово у Данте Алигьери. Одну из своих песен — «La Notte Etterna» — Эмма иногда исполняет на испанском языке («La Noche Eterna»), а сингл «Discovering Yourself» записан на английском языке. К слову сказать, певица выступает здесь не только как автор всех текстов песен, но и как композитор и аранжировщик.

 

 

 

Эмма хочет создать мир сказочный и мистический; в ее понимании, классика - принадлежность не дворцовых зал или древних соборов, а залитых лунным светом полянок эльфов. "Я собираю мысли, собираю эмоции, и в один определенный момент я выстраиваю мир, который и будет отражен в альбоме через звуки, голос и образы" - говорит певица. Над созданием альбома вместе с ней трудился также новозеландский композитор Грэм Ревелл, автор музыки к многим кинофильмам Голливуда; к слову, вокал Эммы он использовал в саундтреке к фильму "Красная планета". К работе над Etterna также были привлечены Лондонский Филармонический Оркестр и хор.

 

 

 

В 2004 году Эмма Шапплин выпускает концертную версию альбомов; новый релиз называется El Concierto de Caesarea. Помимо выступления в Кесарии, знамениты также концерты певицы в древнем Афинском театре Одеон Герода Аттического, балийском храме, римском мавзолее V века ) и Большом Кремлевском Дворце в Москве. В 2006 году Эмма радует поклонников сборником лучших хитов под названием Masters Of Chants Relax & Spirits Sounds.

Следующим полноценным диском певицы стал вышедший в 2009 году альбом Macadam Flower. "Я хотела быть ближе к современному миру. Я решила рассказать об одном герое - о девушке, которая живет в большом городе; и этот альбом мне захотелось сделать современным и по вокалу, и по музыке. Скажем, аранжировки делали два музыканта из Франции, благодаря которым в альбоме появились треки в стиле электро-поп" - рассказывает Эмма Шапплин.

 

 

 

Итак, "Цветок Макадамии" сочетает в себе электро-поп, рок, синти-поп и классику - в частности, музыкальные темы произведения Дебюсси и БахаЭмма Шапплин вновь пишет все тексты - на английском, французском и староитальянском языках - сама. Сюжетной линией альбома служит история одинокой девушки по имени Маддалена Кин, живущей в мегаполисе, полном снов и воспоминаний.

Новый альбом певицы, Dust of a Dandy, появился в продаже совсем недавно. В нем находит выражение "рокерская" составляющая души Эммы; в образе Маддалены Кин она возвращается к своей юности и вспоминает те времена, когда юная девушка жила случайными подработками и исполняла хард-рок.

 

 

Казалось бы, давних поклонников classical crossover удивить уже нечем. Однако то и дело в разных странах мира появляются проекты, которые произносят новое слово в музыке, открывают новые, неизученные еще пути. В России таким первооткрывателем является Дмитрий Янковский, который вместе с композитором и аранжировщиком Юрием Федоровым совершил настоящий прорыв в classical crossover, заставив эстрадные хиты прошлых лет говорить языком классики. Удивляет многообразием идей и Франция, страна, где классический кроссовер является одним из самых популярных музыкальных стилей. Плотное, вызывающе авангардное звучание композиций Эммы Шапплин кажется совершенно непривычным для classical crossover, но даже самый взыскательный критик не откажет ей в звании примы жанра. В конце концов, именно свободу творчества Эмма считает своим воздухом, своей жизнью; и надо отдать должное создательнице, пожалуй, самого нестандартного направления внутри классического кроссовера.

 

Please reload

Арт-директор проекта Мария Кожамкулова
Тел. (Москва) +7 (926) 091-72-12 
Тел. (СПб)       +7 (965) 015-95-84

Email: pr@neoclassic.pro

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon