"I FEAR NO MORE" АНТОНА БАТАГОВА: АКАДЕМИЧЕСКИЙ CLASSICAL CROSSOVER

 

 

Classical crossover мы привыкли воспринимать как музыку пусть довольно умную, пусть довольно красивую, глубокую, - но, все-таки, развлекательную. Жанр призван помочь простым слушателям узнать и полюбить классическую музыку, это своеобразная классика-light, которая будет понятна и рэперам из городских переулков, измазанных граффити, и суровым рокерам в кожаных куртках, - и чопорным зрителям оперы.


Однако смысловой перевод словосочетания classical crossover звучит как "точка пересечения классики с чем-то". Пересечение стилей, да, а еще - пересечение временного и вечного, нынешнего дня с опытом веков, звучания скрипок Страдивари с ритмом синтезаторов. Classical crossover гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд, и присутствие в словосочетании понятия classical, классический, дает жанру равное право на звучание как на эстрадной, так и на академической сцене.

 

Сегодня мы не будем рассказывать вам о певцах, занимающих верхние строчки чартов Billbord. Сегодня мы познакомим вас с уникальным, доселе невиданном явлением - академическим classical crossover.

В ноябре 2014 года в Концертном зале им. Чайковского Московской Филармонии прошел IV Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство». Идейным вдохновителем фестиваля и его бессменным главным дирижером стал великий маэстро Владимир Михайлович Юровский - современный нам гений дирижирования, интеллектуал, пропагандист классики, который действительно умеет раздвигать границы миров и уводить слушателей в совершенно иное измерение.

 

Среди произведений композиторов ХХ и ХХI веков звучали самые разные музыкальные эксперименты. От духовных исканий "Телесной мандалы" Дж. Харви Юровский переходил к грому смыслов "Прометея" Карла Орфа, от криков боли в "Смерти Ивана Ильича" Дж. Тавенера - к тишине Шнитке. И в финале одного из этих крайне серьезных, эмоционально напряженных концертов дирижер представил мировую премьеру, которую вполне можно назвать сенсационной: на сцене прославленного концертного зала звучали "Избранные песни и медитации Джона Донна для баритона с оркестром "I fear no more"" Антона Батагова (сочинение 2014 года).

 

Антон Батагов - креативная, влиятельная и очень необычная фигура современной российской музыки - родился 10 октября 1965 года в Москве, окончил Московскую консерваторию. В конце 80-х Батагов стал пропагандировать русскую музыку вне России, а не-русскую – на своей родине. Он стал первым в России исполнителем Филипа Гласса, Стива Райха, Мортона Фелдмана, Джона Кейджа. Его дебютный диск (точнее, комплект из трех CD "Двадцать взглядов на Младенца-Иисуса" Мессиана, изданный фирмой "Мелодия" в 1990 году) сразу же сделался сенсацией. Как композитор Антон Батагов начинал в традициях минимализма. В его творчестве практически отсутствует граница между понятиями "сочинение" и "исполнение", и любые пласты звуковой культуры – от древних ритуальных практик до рок/поп-культуры и виртуальных технологий – органично сплетаются в единое целое. Колокольный звон и пение тибетских лам неразрывно связаны в сочинениях Батагова с отзвуками классического минимализма, пульсом русского авангарда и драйвом арт-рока. Начав работать в сфере музыки для кино и телевидения, он заставил многих изменить отношение и к этой области творчества, считавшегося сугубо прикладным. Батагов также является создателем музыкального оформления крупнейших российских телеканалов – Культура (2002 - 12), НТВ (1997 - 98), РТР (1998 - 2000) и других.


Находясь в постоянном духовном поиске, композитор сделал большой перерыв в концертных выступлениях, который длился с 1997 по 2009 год. Духовной основой сочинений Батагова стала буддийская философия и практика. Он создал ряд масштабных произведений, которые фактически представляют собой новый, ранее не существовавший жанр, соединяющий древние буддийские тексты в их традиционном молитвенном исполнении с постмодернистской техникой композиции.

 

В своем сочинении 2014 года "I fear no more” («Я больше не боюсь») — избранные песни и
медитации Джона Донна для баритона с оркестром" Батагов обращается к творчеству великого поэта, священника, мистика и алхимика Средних веков Джона Донна. Сложная, разносторонняя и многоплановая личность этого гения вдохновляла множество блестящих умов как на создание своих собственных произведений, так и на попытки глубокого осмысления произведений Донна: достаточно сказать, что, уезжая в Америку, Иосиф Бродский взял с собой лишь одну книгу, - и это был сборник стихотворений английского мистика.

 

"Когда Владимир Юровский предложил мне написать сочинение для Госоркестра, почему-то прямо во время этого разговора возникла идея вокального цикла на тексты Джона Донна. Как будто бы сам Джон Донн пришел к нам и сказал:– Джентльмены. Я давно хотел поговорить кое о чем. Мне кажется, для этого наступил подходящий момент.Мы с радостью согласились. Джон Донн - это человек, который не боялся смерти, потому что знал, что это никакой не конец, а долгожданный момент обновления и исцеления, когда тебя, как главу из книги, переводят на другой язык, гораздо более совершенный и красивый, и ты становишься частью всемирной библиотеки, где все книги открыты друг для друга. Человек, который называл свои проповеди словом "медитация". Человек, который бескомпромиссно отвергал всё, что не вело к познанию высшей правды. Человек, который на пути к этой правде без остатка сгорал в воде, а потом умывался огнем, как и положено мастеру алхимии. Человек, который знал, что такое любовь. Именно та любовь, для которой смерть не является преградой. И он знал, чем она отличается от иллюзии, которую люди часто принимают за любовь. А для того, кто познал это, не существует границ между Он и Она, между Я и Ты, между землей и небом, а прощание не означает утрату. Тот, кто почувствовал такую любовь, больше не имеет права на печаль. Тот, кто почувствовал такую любовь, больше ничего не боится" - рассказывает о своем цикле Антон Батагов.

 

Возможно, наш читатель заскучал. Возможно, он не понимает, почему в блоге о classical crossover мы говорим о средневековых поэтах, медитациях и поисках высшего смысла. Мы можем еще долго рассказывать вам о том, почему мы сочли произведение Антона Батагова точкой пересечения настолько дремучей классики и современности. Но мы отдаем слово Государственному Академическому Симфоническому оркестру им. Светланова, Антону Батагову, Владимиру Юровскому - и Джону Донну.

 

Солисты - Александр Коренков (вокал), Антон Батагов (фортепиано), Ася Соршнева (скрипка, электроскрипка), Сергей Калачёв "Grebstel" (бас-гитара, электроника), Владимир Жарко (барабаны). Комментарий Рауфа Фархадова. Съемка в КЗЧ

 

 

 

 

Автор данной статьи с сожалением свидетельствует: далеко не все зрители даже такого авангардного фестиваля, как "Другое пространство", прослушали I Fear No More до конца: примерно треть публики покинула зал еще во время концерта. Увы, во время поиска новых путей развития любой вид искусства встречал помехи консерватизма. Слушателя Филармонии настолько же проблематично научить любить современную музыку, как и слушателя поп-радиостанции - классику. Именно поэтому настолько важно развитие classical crossover в мире: с его помощью мы не только узнаем те или иные музыкальные течения, но и знакомимся друг с другом - и прекращаем бояться.
I fear no more.

 

 

 

Please reload

Арт-директор проекта Мария Кожамкулова
Тел. (Москва) +7 (926) 091-72-12 
Тел. (СПб)       +7 (965) 015-95-84

Email: pr@neoclassic.pro

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon