ЛЮДОВИКО ЭЙНАУДИ: нео-classical crossover

ЛЮДОВИКО ЭЙНАУДИ: нео-classical crossover

 На вопрос "Что такое classical crossover?" рядовые слушатели радиоэфира зачастую отвечают, что это песни, спетые оперными голосами, что это симфонические обработки известных хитов, или же - если, респондент, например, знаком с творчеством проекта NeoClassic - что это соединение классической музыки и нынешней эстрады. Конечно же, любой из этих ответов отчасти является верным; проблема здесь в том, что эти варианты объяснения - слишком узко очерчивают границы classical crossover. Кроссовер - который, кстати, бывает не только музыкальным, - это точки пересечения в большей степени традиций и эпох, чем конкретных произведений. Опираясь на классическую основу, мастера кроссовера создают синтез времен и настроений, единство формы нынешнего искусства и эталонных образцов. Classical crossover захватывает мир: в балетных постановках можно видеть модерновые элементы, красиво спаянные с классической хореографией, художники, получившее традиционное образование, создают новые направления в живописи... Пришел кроссовер и в академическую музыку: например, мы уже рассказывали вам об эксперименте Антона Батагова и Владимира Юровского под названием I Fear No More...

 

Сегодня гостем нашего блога становится Людовико Эйнауди, пожалуй, самый знаменитый композитор-неокласик. Его творчество можно назвать классической вариацией современной легкой музыки. Произведения композитора можно услышать в качестве саундтрека ко многим фильмам, а некоторые мелодии стали настолько популярными, что слушатели даже забывают имя их автора, считая их едва ли не народными композициями.

 

Людовико Эйнауди (Ludovico Maria Enrico Einaudi) родился 23 ноября 1955 года в Турине, Италия. Его отец, Джулио Эйнауди, был издателем, работавшим с такими авторами как Итало Кальвино и Примо Леви. Дед будущего композитора, Луиджи Эйнауди, был президентом Италии в период с 1948 по 1955 годы. Мать Людовико с детства приучала сына к музыке, играя ему на фортепиано, и, еще будучи совсем молодым человеком, Эйнауди начал пробовать себя в роли композитора. Первые произведения, созданные юношей, были написаны им для гитары, - страсть к народным мелодиям и инструментам присуща Людовико и сейчас. 

 

 

Композиции Эйнауди вызывали восторг не только у его родственников, но и у профессиональных музыкантов, поэтому его решение посвятить жизнь музыке было как минимум логичным и ожидаемым. Людовико поступил в Консерваторию им. Джузеппе Верди в Милане, которую окончил в 1982 году. Эйнауди брал уроки у знаменитого итальянского композитора-неоклассика Лучано Берио. Как рассказывал впоследствии Людовико, произведения Берио оказали на него огромное влияние, по сути, открыв для начинающего маэстро мир classical crossover. "Перу Берио принадлежила несколько интересных работ, основанных на африканской вокальной музыке; он аранжировал песни The Beatles и других музыкантов. Он открыл для меня понимание того, что подобная музыка - не низость, не глупость, а - достойная часть мирового наследия. От Лучано я научился оркестровке - и с его помощью нашел свой путь в музыке" - говорил впоследствии Людовико.  Брать уроки у своего наставника и друга Эйнауди продолжил даже после окончания консерватории.

 

Талантливому молодому композитору предоставили специальный грант, позволивший ему отправится на Тэнглвудский музыкальный фестиваль в США и с честью представить там родную страну. В целом его карьера в качестве классического музыканта начинается с сочинения различных композиций для камерных оркестров, и эти произведения исполнялись в театре Ла Скала, на фестивале Флорентийский музыкальный май; их играли в Нью-Йорке, Париже, Будапеште и др. городах. Работая с традицонными классическоми формами, Людовико не прекращал поиска собственного неповторимого стиля. Впоследствии Эйнауди сотрудничал с такими музыкантами, как Баллаке Сиссоко из Мали и Дживан Гаспарян из Армении. Возможно, именно у них он научился искать вдохновение в природе, и именно под их влиянием увлекся минимализмом. Музыке Эйнауди вообще присуща некая медитативность и интроспективность, что позволяет ему рисовать прозрачной акварелью прекрасные музыкальные пейзажи.

 

 

К середине восьмидесятых годов Людовико экспериментирует с созданием музыки для мультимедиа и хореографических номеров. Его балет Sul filo di Orfeo, представленный в 1984 году, получил широкое признание, и за постановкой последовали спектакли Time Out (1988), The Wild Man (1990), Emperor (1991). Послушать музыку к Time Out, как и другие произведения Эйнауди, вы можете в аудиозаписях нашего паблика в социальной сети ВКонтакте. В 1995 году Эйнауди создает оперу-балет Salgari (Per terra e per mare), либретто которого было основано на произведениях Эмилио Сальгари, Рабиндраната Тагора и Чарльза Дюка; "Сальгари" с успехом шла на сцене Арена ди Верона.

 

Людовико пишет санудтреки к различным фильмам и музыку для театральных постановок. Первым его киноопытом были два фильма Микеле Сордильо 1994 и 1996 годов; работы Эйнауди для этих картин получили множество наград. В 2000 году Эйнауди сотрудничал с Антонелло Гримальди во время создания фильма Un delitto impossibile; он также написал саундтрек для Fuori del Mondo, которая была номинирована на премию "Оскар". В 2002 году его работа для Luce Dei Miei Occhi была названа лучшим саундтреком года; в том же 2002 на экраны выходит сериал "Доктор Живаго", где также звучит музыка Эйнауди. Перечисление всех фильмов, над музыкальным сопровождением которых трудился Эйнауди, несколько утомит читателя, поэтому мы просто ограничимся сведениями о том, что количество этих кинокартин приближается к 40. 

 

 

Звукозаписывающий лейбл Decca Records подписал контракт с Эйнауди, подарив тем самым поклонникам композитора возможность услышать его произведения в аудиоформате. После успеха Time Out в 1988 году, правда, новые релизы не выходили 4 года, зато в 1992 году появляется первый сольный альбом Эйнауди Stanze, над созданием которого он работал с арфисткой Сесилией Чейли. К слову сказать, Сесилия стала первым музыкантом, который начал использовать электроарфу, - и именно электроарфа звучит в композициях Stanze. 

 

 

Следующий сольный альбом маэстро под названием Le Onde (1996) стал его первой фортепианной работой. Альбом основан на романе английской писательницы Вирджинии Вульф - и он приобрел огромную популярность в Италии и Великобритании.

 

 

Над альбомом Eden Rock (1999) Эйнауди работал вместе с мастером дудука Дживаном Гаспаряном. Следующий фортепианный альбом маэстро под названием I Giorni (2001) был вдохновлен путешествием Эйнауди по Арфике: композитор широко использует африканские мелодии, аранжируя их в своем неповторимом стиле. Композиции из трек-листа альбома долго держались на вершинах хит-парадов Великобритании.

 

 

 Эйнауди выпускает концертный альбом, записанный в миланском театре Ла Скала в 2003 году, и в том же году готовит релиз   Diario Mali, над которым он работал вместе с Баллаке Сиссоко, мастером коры. В 2004 году композитор записал диск под названием Una Mattina, где вместе с его фортепиано звучит виолончель. В 2006 году увидел свет альбом Divenire - опыт работы Эйнауди с оркестром; он был записан в Королевской филармонии Ливерпуля. Вскоре после выхода диска Людовико посетил с концертным туром многие города Великобритании.

 

 

Альбом 2009 года, Nightbook, открывает новую эру в творчестве маэстро: Эйнауди использует электронную и синтезированную музыку наряду с фортепианным соло. Альбом был вдохновлен творчеством немецкого художника и скульптора Ансельма Кифера. В записи участвовали музыкаты трио Einaudi, куда помимо Людовико входили Роберт и Рональд Липпоки, немецике электронщики и ударники. В Италии альбом получил статус золотого. Во время работы над альбомом 2013 года, In the Time Laps, Эйнауди сотрудничал со знаменитейшим английским скрипачом Дэниэлом Хоупом

 

 

Последний на данный момент диск Эйнауди назвается Taranta Project, он вновь записан при участии оркестра.  Релиз увидел свет в 2015 году.

 

 

Музыка великого итальянского маэстро, который, кстати, активно гастролирует по миру, посещая в том числе и Россию, звучит всюду. Ее можно услышать в качестве звукового сопровождения рекламы, в качестве саундтрека к фильмам; ее можно всретить даже на альбомах других исполнителей: к примеру, в 2007 году Эйнауди совместно с известным итальянским певцом Адриано Челентано записал композицию «Hai bucato la mia vita» для его сорокового альбома Dormi amore, la situazione non è buona. И даже когда вы скачиваете новую красивую мелодию для звонка мобильного телефона, - вспомните, не написал ли ее Людовико Эйнауди. Маэстро не просто научил людей слушать инструментальную музыку: вместо того, чтобы привести слушателя в незнакомый мир неоклассики, он привел неоклассику в обыденную жизнь слушателя. И в этом, пожалуй, и состоит главная заслуга Эйнауди, крупнейшего композитора нового поколения.

 

Please reload

Арт-директор проекта Мария Кожамкулова
Тел. (Москва) +7 (926) 091-72-12 
Тел. (СПб)       +7 (965) 015-95-84

Email: pr@neoclassic.pro

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon