ХЕЛЬМУТ ЛОТТИ: русская душа crossover'a

ХЕЛЬМУТ ЛОТТИ: русская душа crossover'a

 

Тот факт, что classical crossover в России еще не получил должного признания, на самом деле, кажется весьма странным, ведь нашу страну можно назвать колыбелью жанра: к примеру, великий советский артист Муслим Магометович Магомаев еще в середине ХХ века уделял большое внимание classical crossover. Выступая на сольных концертах, прославленный баритон в одном из отделений обычно исполнял любимые публикой оперные арии из своего репертуара, - а другое посвящал популярной музыке. К слову сказать, подобный crossover нередко вызывал неодобрение со стороны властей, - предполагалось, что оперный певец не должен снисходить до эстрады, - однако Муслим Магометович считал, что таким образом он пропагандирует академическое звучание и классику.

 

Вслед за Магомаевым многие другие оперные певцы начали исполнять современные песни, и их голосами звучит любимая народом музыка, до сих пор не потерявшая актуальности. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется поп-эстрада, причем многие сегодняшние хиты забываются уже завтра. Однако русская душа - загадочная, необычная. музыкальная по своей сути - не может отказаться от искусства, которое возвышает ее. И ее феномен пытаются разгадать во всем мире...

Хельмут Лотти, бельгийский crossover-вокалист, продавший более 15 миллионов альбомов по всему миру, исполнил целый ряд песен на русском языке, оставшись, тем не менее, в России практически неизвестным.

 

Хельмут Лотти ( Helmut Barthold Johannes Alma Lotigiers, псевдоним Helmut Lotti) родился 22 октября 1969 года в поселке Сент-Амандсберг близ Гента (Фландрия, Бельгия) в семье музыкантов: его дед был художественным руководителем оперного театра, а отец - классическим тенором. С самого раннего детства будущий певец полюбил музыку: уже в пятилетнем возрасте он исполнил одну из ролей в оперетте Легара. Однако, несмотря на то, что родственники Хельмута были связаны с классической сценой, юноша решил посвятить свою жизнь эстрадному пению. Его кумиром был Элвис Пресли, и в 1989 году Хельмут под псевдонимом Kevin Leach занимает третье место на конркусе Soundmixshow - предтече современных шоу вроде "Голоса" - где он копирует не только манеру исполнения Пресли, но и внешний вид поп-идола.

Талант юноши не остался незамеченным: после конкурса знаменитый продюсер звукозаписывающей компании BMG Ariola Роланд Бейнаерт заключает с Хельмутом контракт, - обязав нового подопечного сменить труднопроизносимую фамилию на более приемлемый вариант. Певец записывает свой первый сингл под псевдонимом Хельмут Лотти - и песня сразу занимает верхние строчки хит-парадов. Следующий за ней альбом Vlaamse Nachten был полностью записан на голландском языке: часть песен альбома была создана специально для Лотти, а часть представляла собой кавер-версии известных хитов 1980-х. "Мои тексты -очень прямые, и я пробовал петь как можно ниже, чтобы это выглядело более по-мужски, - я был своеобразным голландским Элвисом. Результат был довольно комичный" - признается певец. Альбом получил золотой статус в Бельгии.

Начиная с 1991 года с Хельмутом работает другой продюсер - Пит Роелен - и под его началом певец, весьма недовольный своим первым опытом, записывает второй альбом под названием Alles wat ik voel. Лотти искал новое звучание и новый смысл, поэтому несколько песен для альбома он попробовал написать самостоятельно, но наиболее популярными оказались композиции, созданные Эриком Мелаертсом. Alles wat ik voel также удостоился высоких статусов, но певец вновь раскритиковал собственное творчество: альбом показался ему "недостаточно уравновешенным, однако идущим на шаг впереди дебютного".

Третий альбом Лотти, Memories (1993), был гораздо более интересен самому исполнителю и критике. Большинство песен Хельмут исполнил на английском языке, тексты к некоторым из них он написал самостоятельно

Альбом, ставший платиновым, получился лиричным, даже где-то камерным, уютным, - и такое звучание очень шло голосу певца. В четвертом, вновь платиновом, альбоме Лотти под названием Just For You (1994) снова используются тексты и музыка самого исполнителя - и в нем появляются старомодные джазовые нотки, которые пришлись по вкусу публике.

В 1994 году Хельмуту Лотти удалось выступить с большим оркестром на одном из концертов, и устроители мероприятия попросили певца исполнить что-либо, близкое к классике. Для выступления Лотти выбрал известнейшую композицию Лючио Далла "Caruso" - и зал встретил любимый хит продолжительными овациями. Певец понимает, что поиск нового звучания наконец завершен: своей стезей он выбирает classical crossover. Лотти и его продюсер собирают оркестр Golden Symphonic Orchestra, который с тех сопровождает певца во всех гастрольных турах, - и в 1995 году выходит альбом под названием Helmut Lotti goes Classic, ставший совершенным прорывом в творчестве Лотти. Альбом содержит в себе интерпретации классических арий и хиты crossover'a, к которым Лотти написал английские тексты; кроме того, для релиза была аранжирована русская народная песня "Калинка". Около 600000 проданных копий позволили альбому получить статус платинового в общей сложности 12 раз и стать самым продаваемым CD Фландрии.

Несмотря на невероятный успех альбома, критики неодобрительно отзывались о голосе Лотти. Сам певец признается: "Великие тенора имеют классическое образование, а также классический звучание. Я, напротив, обладаю своеобразным поп-голосом. Я никогда не мог петь без микрофона петь. Я и сам не в восторге от моего голоса... Мои песни имеют структуру поп-музыки - они понятнее аудитории, чем сложные классические арии". Лотти считает одной из основных своих задач популяризацию классики через более современное звучание - таких же принципов придерживается, к примеру, российский проект NeoClassic.

На волне популярности Helmut Lotti goes Classic певец записывает еще в 1996 и 1997 года еще два аналогичных по содержанию альбома, присоединив к названию порядковые номера II и III - но эти эксперименты были несколько более прохладно встречены публикой.

 

В 1998 году Хельмут Лотти записывает альбом рождественских песен A Classical Christmas with Helmut Lotti; вместе с альбомом продавался DVD концерта Лотти в Михеленском соборе. Хельмут уделяет также большое внимание благотворительности: став в 1996 году послом доброй воли ЮНИСЕФ, он занимается созданием различных фондов. В 1999 году певец переведет часть своей выручки для помощи жителям Косово, а в 2005 и 2006 годах будет бороться с последствиям наводнения в Азии.

Еще во время гастролей в Южной Африке в 1996 году Хельмут оценил богатство африканской культуры, и в 1999 он решается на смелый эксперимент: певец пробует создать симфонические аранжировки хорового пения различных племен на альбоме Out of Africa. Более миллиона проданных по всему миру копий диска доказали успех этого, казалось бы, весьма неоднозначного crossover'a, но критики вновь не одобрили начинаний певца: по их мнению, ему не удалось соблюсти баланс между традиционным и современным звучанием, и его Африка представляется излишне европейской:

Хельмут продолжает свой путь по странам и континентам. Теперь его привлекает знойная и яркая музыка Латинской Америки, тем более, что ее ритмы привычны Лотти: различные классические испанские мелодии он аранжировал и раньше. Альбому 2000 года Latino Classics сопутствует 35-минутный телефильм, снятый Лотти в Мексике:

Наверное, не стоит даже говорить о тех статусах, которые получил альбом. Его популярность в Латинской Америке, да и во всем мире, сподвигла Лотти на запись Latino Love Songs (2001), более
лиричного релиза. В 2002 году певец исполнил свою давнюю мечту: не забывая о кумире детских и юношеских лет, Лотти хотел сделать своеобразное музыкальное приношение Элвису Пресли, и его следующий успешный альбом носит название My Tribute to the King

Выполнив некий музыкальный долг, Хельмут Лотти возвращается к classical crossover. Pop Classics in Symphony (2003) интересен тем, что певец придает академическое звучание поп- и рок-хитам таких звезд эстрады, как Queen, CCR, Barry Manilow и др.

Одним из самых ярких и важных лично для Лотти опытов стала запись альбома From Russia with Love (2004). На каждую из 16 композиций альбома в России был снят музыкальный клип. Путь певца по российской земле начался в Санкт-Петербурге и продолжился в Новгороде, где он вместе со своей творческой группой снял клипы песен «Катюша» и «Дорогой длинною». Певец путешествовал в Транссибирском экспрессе, а закончил он свой вояж в Москве, на Красной площади, где был исполнен Гимн Российской Федерации. По словам Лотти, к этому музыкальному произведению у него особое отношение: «В детстве я смотрел по телевизору Олимпийские игры и церемонию вручения наград. Мне казалось, что русские выигрывали все до одной медали. Когда звучал национальный гимн Советского Союза, я включал звук на полную мощность – слушая эту музыку, я покрывался гусиной кожей. Возможность самому исполнить этот гимн является для меня огромной честью». Изюминка проекта «Из России с любовью» заключается в том, что большинство известных песен в новой обработке Лотти поет на русском языке.

 

 

После выхода альбома певец объявляет долгий творческий перерыв, который был связан с проблемами в личной жизни: развод со второй супругой, Кэрол Джейн Poe, дался Хельмуту очень нелегко. Новый двойной альбом The Crooners увидел свет лишь в конце 2006 года. Лотти опять возвращается к джазу, представив вместе со своим Биг-бэнд сентиментальные интерпретации известных баллад; второй компакт-диск релиза, имевший подназвание My Way, содержит исключительно оригинальные композиции. Джазовые вещи можно услышать и на альбоме Time to Swing (2008).

Последний на данный момент релиз, Mijn hart & mijn lijf, представлен Хельмутом Лотти в 2013 году - как и в юности, он записывает все песни на голландском языке, сочинив их самостоятельно. Интересен тот факт, что в 2009 году певец признался: многие годы он носил парик по требованию своего продюсера, но, устав соответствовать придуманному образу, отныне будет появляться перед публикой безволосым. Mijn hart & mijn lijf стал первым альбомом, на обложке которого Лотти сфотографирован без парика; сам исполнитель часто иронизирует над своим сходством с Президентом РФ Владимиром Путиным. Хельмут отдалился от classical crossover: на его последнем диске можно найти лишь чисто эстрадные вещи.

Сlassical crossover - это некое переселение душ: дух одной музыки встречается с другим для того, чтобы обрести новое музыкальное выражение, вложив в него самую глубинную свою суть. Хельмут Лотти, этот путешественник по временам и стилям, самокритичный и оригинальный исполнитель, признается: наиболее комфортно он чувствовал себя внутри русской музыки. "Для тех, кто услышит альбом «Из России с любовью», откроется моя настоящая сущность. Мне кажется, будто русские традиции поднимаются из глубин моего сердца, и тогда я чувствую в себе загадочную славянскую душу, " - говорит Лотти. На тот момент, когда русскоязычный альбом певца еще только готовился к выходу, германский филиал
звукозаписывающей компании Хельмута получил более 100 000 предзаказов диска - и до сих пор его практически невозможно купить в нашей стране. Русский сегмент "Википедии" не содержит статьи о Хельмуте Лотти, а его клипы, в которых исполнитель знакомит рядового европейского слушателя с нашей культурой, не пользуются популярностью у россиян на YouTube. Конечно же, стоит признать, что песни, аранжированные Лотти, хорошо известны нашим соотечественникам: они не стали музыкальным откровением, однако необычность исполнения придает им своеобразную изюминку. Остается только надеяться, что когда Россия вернет себе звание лидера classical crossover - чему активно способствует проект NeoClassic - эксперимент Хельмута Лотти все-таки привлечет внимание русскоязычной публики.

 

Евгения Белова

 

 

 

Please reload

Арт-директор проекта Мария Кожамкулова
Тел. (Москва) +7 (926) 091-72-12 
Тел. (СПб)       +7 (965) 015-95-84

Email: pr@neoclassic.pro

  • Grey Vkontakte Icon
  • Grey Facebook Icon
  • Grey Twitter Icon
  • Grey YouTube Icon
  • Grey Instagram Icon